1 сентября 2022 года были внесены поправки в Федеральный закон «О рекламе». Новые правила обязывают рекламодателей, рекламные системы, рекламораспространителей передавать информацию о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через операторов рекламных данных (ОРД).Пока система передачи данных отлажена не на 100%. Некоторые процессы всё ещё в доработке. Именно поэтому до марта 2023 года нет санкции за неисполнение требований закона. Но это не означает, что можно ими пренебречь.
Мы расскажем, какие требования есть в законе, а также рассмотрим, как передавать данные.
Зачем это нужно?
Часть рынка интернет-рекламы долгое время оставалась в невидимой зоне без контроля и надзора. Новые правила маркировки рекламы и передачи информации об игроках рынка позволят сделать рынок более открытым, прозрачным и оцифрованным.
Кто такие ОРД, ЕРИР и все остальные
Рекламодатель — тот, кто напрямую рекламирует свои товары или услуги.
Посредник — тот, кто помогает рекламодателю донести рекламу до потребителей.
Рекламные системы, или операторы рекламных систем (ОРС), — площадки, через которые осуществляется показ рекламных объявлений. Например, VK, myTarget, Яндекс Директ и другие.
Рекламораспространители — это владельцы сайтов или Телеграм-каналов, блогеры и другие обладатели медиаресурсов, которые используются для распространения рекламы.
Операторы рекламных данных (ОРД) — организации, которые уполномочены собирать данные о рекламе и передавать их в ЕРИР. В России крупные рекламные системы создали свои ОРД: например, ОРД VK или ОРД Яндекса. Это сильно упрощает работу трафик-менеджерам. Однако кое-что всё-таки придётся сделать самостоятельно.
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Это система учёта интернет-рекламы в ведении Роскомнадзора.
Маркировка рекламы — процесс, в котором каждому рекламному объявлению присваивается свой токен, уникальный числовой идентификатор. Например, 294729438.
Как работает маркировка?
Рекламодатели/посредники/ОРС обязаны передавать информацию об основных форматах интернет-рекламы, договорах и актах, связанных с размещением интернет-рекламы.
Существует несколько схем взаимодействия между ОРС/рекламораспространителями, ОРД и посредниками. От схемы будет зависеть, кто, куда и какие данные передаёт.
Схема 1. Вы прямой рекламодатель — самостоятельно размещаете рекламу для своих товаров или услуг.
Тогда вам после создания рекламного кабинета нужно:
Занести данные о себе в специальную форму. Например, ИНН, номер телефона, имя полностью и вид деятельности по ОКВЭД.
Принять оферту в своём кабинете о согласии на передачу данных из ОРС в ОРД.
И после больше ничего делать не нужно. Маркировка рекламных объявлений токенами, передача данных о рекламных кампаниях (количество показов, бюджет и всё остальное), акты будут передаваться автоматически в ОРД соответствующего ОРС.
Например, если вы запускаете рекламу в Яндекс Директе, то информация будет передаваться автоматически в ОРД Яндекса.
Например, если вы на фрилансе размещаете рекламу для клиентов через свои кабинеты. При этом оплату также проводите через себя. В этом случае вам придётся передавать в ОРД не только первичную информацию через формы, но и информацию о договорах и актах через отдельные специальные формы или партнёрские кабинеты ОРД.
Новые правила маркировки рекламы и передачи информации об игроках рынка позволят сделать рынок более открытым, прозрачным и оцифрованным.